Профилактическая работа.
1. Здоровая семья.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Семья – основа формирования образа жизни и здоровья ребёнка.
На его развитие и дальнейшую жизнь влияние оказывают разные факторы, но особое место занимают семейные. Именно в семье ребёнок учится ходить, произносит первые слова, получает первые навыки своей жизнедеятельности. Именно семья формирует навыки здорового образа жизни, заботиться о его физическом и психическом здоровье.
Семья должна помочь осознать детям, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие для достижения любых жизненных целей, и что каждый человек сам отвечает за сохранение и укрепление своего здоровья.
Все эти жизненные правила усваиваются в процессе совместной деятельности в каждой семье, где родители обязаны быть примером для своего ребёнка и вести его за собой по дороге здорового образа жизни.
Каждой семье нужно знать и соблюдать правило: «Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести». Ребёнок с малых лет усваивает образ жизни родителей, их привычки, поведение, их отношение к жизни, к другим людям, к физической культуре, к здоровому образу жизни.
В раннем детстве дети ещё не способны осознано следовать и соблюдать правила и нормы гигиены, заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих, соблюдать правила здорового образа жизни. Поэтому перед родителями стоит задача – как можно ранней выработки у ребёнка умений и навыков, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Положительный пример родителей влияет на формирование у детей стремления заниматься спортом, заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих, придерживаться установленных норм и правил поведения в обществе. В свою очередь, совместные семейные занятия физическими упражнениями, играми, досугом, служат укреплению семейных устоев, всей семьи, повышают статус всех её членов. Невозможно приобщить ребёнка к здоровому образу жизни, если не заинтересовать его. Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка. И ещё одно, не менее важное правило: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, а родители - пример ему».
Воспитать ребёнка здоровым – это значит научить его с самого раннего детства вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты:
- благоприятная психологическая обстановка в семье и в ближайшем окружении ребёнка;
- правильное питание;
- рациональный режим и его соблюдение;
- занятия физическими упражнениями;
- использование эффективной системы закаливания;
- наличие полноценного спортивного уголка;
- совместные семейные мероприятия и др.
Доказано, что совместные занятия родителей и детей приносят свои результаты:
- пробуждают у родителей интерес к двигательной активности;
- способствуют развитию у детей двигательных навыков, в соответствии с их возрастом и возможностями;
- есть возможность заниматься физическими упражнениями не только ребёнку, но и взрослым;
- позволяют с пользой проводить свободное время всей семье вместе;
- способствую всестороннему развитию ребёнка.
«Семья - главный показатель здорового образа жизни» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка, для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Таким образом, здоровая семья - это семья, которая ведёт здоровый образ жизни, в которой присутствует духовная культура, здоровый психологический климат, материальный достаток.
Ребёнок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
- первое условие - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи;
- второе условие - успешности формирования здорового образа жизни - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребёнка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;
- третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем - залог счастливой и благополучной жизни ребёнка.
2. Половое воспитание подростков.
Подростковый возраст — это период, когда ребенок начинает интересоваться сексом, раскрывать грани своей сексуальности и даже проводит первые сексуальные эксперименты. Они могут включать классический секс, петтинг, мастурбацию, в том числе взаимную, секс с представителем своего пола.
Поэтому концепция полового воспитания подростков в первую очередь содержит вопросы безопасности и согласия. Последние нужно обсуждать не только с девушками, но и с парнями — объяснить, что такое согласие и что им не является, почему оно важно и когда необходимо его получать (правильный ответ — всегда).
Вопрос безопасности заключается не только в обсуждении методом предохранения от беременности и болезней, передающихся половым путем. Нужно обсудить опасные моменты, связанные с сексуальными отношениями и отношениями внутри пары. Важно проговорить не только то, как не стать жертвой насилия, но и как самому не оказаться насильником.
Подростковый кризис — это переходный период, который связывает детство и взрослую жизнь. В это время взрослеющий человек ищет себя, своё место в мире, учится ответственности, пробует по-новому строить отношения.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11–17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период — с 10 до 20 лет.
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте — это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком, но ещё не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности.
Некоторые проявления подросткового кризиса:
- Резкие изменения поведения. Подросток может вести себя так, будто его подменили.
- Размытость границ. Нельзя чётко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в 11 и заканчивается в 15. Всё очень индивидуально.
- Конфликтность. Подросток постоянно ссорится и спорит с родителями и другими людьми, не воспринимает другую точку зрения, не поддаётся на уговоры.
- Регресс в развитии. Успеваемость снижается, подросток не делает уроки.
В период подросткового кризиса стоит обратить внимание на здоровье ребёнка. Бурный физический рост, гормональная перестройка организма и социально-психологические особенности могут привести к гипертонии, тахикардии, головокружению, лишнему весу, нарушениям сна, депрессии и другим психическим проблемам.
Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.